Scottish House Samplers – самая большая и загадочная группа шотландских сэмплеров

Scottish House Samplers – самая большая и загадочная группа шотландских сэмплеров

Автор: Анна Сидорова Дата: 29.11.2024 Просмотров: 174 Комментарии: 0

Очередное годовое «путешествие» по сэмплерной карте мира подошло к концу, и самое время познакомиться поближе с оригиналом той вышивки, над которой мы работали целый год. 

Шотландский сэмплер из коллекции Художественного музея Филадельфии датируется 1800-1830 гг. Информация на сайте музея скупа: вышивка шелком выполнена по шерстяной основе крестом, гобеленовым швом, швом «козлик» штопальным стежком, выкладной гладью, выкладной нитью, византийским и тамбурным швом. К сожалению, плохое качество музейного фото не позволяет с точностью рассмотреть все эти стежки и примеры их использования. Некоторые из перечисленных стежков я не нашла, как ни старалась. Другие на первый взгляд не отличимы от обычного крестика. . Вот, пожалуй, и все, что можно узнать об этом сэмплере на сайте музея. Но давайте попробуем добавить к этому еще кое-что. 

Вначале надо сказать, что наш сэмплер принадлежит к довольно многочисленной группе шотландских сэмплеров, так называемых Scottish House Samplers, созданных в период с конца XVIII и до середины XIX века. Из-за того, что в шотландской традиции подписывать свои сэмплеры не считалось обязательным, атрибуция этих сэмплеров сильно осложнена. Но основываясь на некоторых характерных особенностях, можно говорить о том, что, скорее всего, большая часть из них была вышита в рамках обучения в одной или, что менее вероятно, нескольких шотландских школах. 

Неатрибутированный сэмплер, ок. 1800-1830 гг., Шотландия (Художественный музей Филадельфии)

В центре композиции мы видим большой, судя по всему, каменный особняк с палисадником и каменным же забором перед ним. Такие строения были типичны для Шотландии начиная с древности. Суровый климат и близость дикой природы заставляли шотландцев строить крепкие, безопасные дома и огораживать их высокими заборами. На одном из сэмплеров этой группы можно увидеть, как пространство за забором дома буквально наводнено дикими животными, гуляющими среди деревьев.  

Неатрибутированный сэмплер

Вот как выглядел типичный шотландский дом того времени. Это особняк Стоб Кросс, расположенный в нынешнем пригороде Глазго. В 1783-1844 гг. особняк принадлежал торговцу Джону Филлипсу. Его внучка, Сюзанна Джиллис Смит вышила этот дом на своем сэмплере 1832 года. 

Стоб Кросс, Глазго, Шотландия, ок. 1900 г. 


Сюзанна Джиллис Смит, 1832 г., Шотландия (Художественный музей Филадельфии)

Давайте посмотрим на еще один шотландский особняк. Это Гарвел Хаус, расположенный недалеко от бухты Гринок. Он был построен в конце XVIII века Билли Гэммеллом. В 1839 году Робина Сатти, дочь кузнеца Томаса Сатти из Гринока, вышила этот дом на своем замечательном сэмплере. Сэмплер Робины почти идентичен сэмплеру Джанет Скотт, того же года (по информации музея, фото нет), что дает основания говорить о том, что в Гриноке была школа, где преподавалась такая форма сэмплеров. При этом, от Гринока до Глазго – около 30 километров. Из этого следует, что традиция изображать дома на сэмплерах была популярна как минимум в этом районе Шотландии, а может и за пределами его.

Гарвел Хаус, бухта Гринок, Шотландия

Робина Сатти, 1839 г., Шотландия (Художественный музей Филадельфии)


Очень похож на нашего «шотландца» сэмплер Маргарет Андерсон, 1821 г. Дом и сад изображены практически идентично. 

Маргарет Андерсон, 1821 г., Шотландия 

На сэмплере Джули Орр, 1812 г., мы видим не только похожий дом, но и необычный элемент вверху. Здесь он вышит полностью крестиком, но понять, что именно хотели передать таким образом девочки, все равно очень сложно. 

Джули Орр, 1812 г., Шотландия (частная коллекция)

Один из самых необычных сэмплеров этой группы принадлежит Маргарет Александер. Он был вышит во время Наполеоновских войн, и на своей вышивке девочка запечатлела представителей трех полков британской армии. Легко узнаваем шотландец в клетчатом килте.

 Маргарет Александер, 1812 г., Шотландия (Национальный музей Шотландии)

К этой же группе сэмплеров принадлежат вышивки Бриджит Рул и Изабеллы Дуглас, 1829 г., из коллекции Музея дизайна Купер-Хьюитт. 

Бриджит Рул, Шотландия (Музей дизайна Купер-Хьюитт)


Изабелла Дуглас, 1829 г., Шотландия (Музей дизайна Купер-Хьюитт)

Один из самых ранних сэмплеров, который можно отнести к рассматриваемой нами группе, датирован 1774 годом. Дом не совсем похож на те, что мы рассмотрели выше, но схожие черты присутствуют. Возможно, этот ранний дизайн был позднее трансформирован и получил распространение уже в измененном виде. 

Неатрибутированный сэмплер, 1774 г., Шотландия (Музей дизайна Купер-Хьюитт)

Можно привести еще немало примеров похожих сэмплеров, при этом двух одинаковых мы вряд ли найдем. Общим элементом у них будет только дом с четырьмя колоннами и четырьмя печными трубами. На примере сэмплера Робины Сатти мы видим, что это здание не обязательно принадлежало школе. Это мог быть и просто самый красивый и богатый дом в городе или поселке. Если на всех вышивках действительно изображен один и тот же дом, то мы имеем дело с невероятно многочисленной коллекцией сэмплеров, вышитых в рамках одной школы или школ одного населенного пункта. К сожалению, отсутствие атрибуции затрудняет дальнейшие исследования. 

Несколько слов о тексте, вышитом на нашем «шотландце». 

Вот он дословно: 
Few are thy days, and full of woe,
O man, of woman born!
Thy doom is written, ‘Dust thou art,
and shalt to dust return’.

И в переводе на русский:
Коротки дни твои и наполнены скорбью,
О человек, рожденный женщиной!
Судьба твоя предначертана: «Прах ты,
и в прах возвратишься».

На сайте музея указано, что строки взяты из Шотландской Псалтыри, основного религиозного текста Шотландской церкви в XVI-XIX веках. Сама псалтырь датируется 1650 годом, и мне пришлось «пролистать» ее всю, чтобы убедиться, что таких строк в ней нет.

На самом деле, автор этого отрывка Майкл Брюс, сын шотландского ткача, родившейся 27 марта 1746 года в Киннесвуде, Портмоак, Кинроссшир. Образование он получил в деревенской школе при Эдинбургском университете и намеревался стать священником, но умер еще в студенчестве, успев написать некоторое количество религиозных гимнов, в том числе и гимн “Малы дни твои и полны горя”. Текст гимна я нашла в Ирландском пресвитерианском сборнике гимнов.

К этой же группе сэмплеров можно отнести и сэмплер Элизы Соммервиль из статьи о 10 необычных сэмплерах, девушки из высшего общества, вероятно, знакомой с традицией Scottish House Samplers. Она сохранила сам принцип построения композиции, хотя, видимо, и выбрала в качестве центрального элемента собственный дом.

Теги: история вышивки, сэмплеры, Шотландский сэмплер

Связанные товары

Связанные статьи

Комментарии

Написать комментарий

Заказать звонок

Введите номер телефона и наш менеджер перезвонит вам в течение 15 минут.

Спасибо за заявку!