Райская птица: образ попугая в вышивке

Райская птица: образ попугая в вышивке

Автор: Анна Дата: 02.08.2024 Просмотров: 340 Комментарии: 0

Попугай – одна из тех птиц, которая имеет свою долгую и славную историю в культуре Европы и европейском искусстве. Несмотря на то, что даже сегодня попугай имеет репутацию птицы экзотической, он хорошо был известен еще древним грекам и древним римлянам. Изображения реальных и воображаемых попугаев украшали предметы быта и текстиль, а вдохновение рукодельницы того периода черпали в древних рукописях, гравюрах, бестиариях и геральдических книгах.  

Одна из первых, если не самая первая, схема попугая для вышивки появилась в модельной книге Розины Хелены Фюрст. Попугаи на ранних сэмплерах часто имеют много общего с тем, как было принято изображать эту птицу в геральдике или церковной традиции. 

Иллюстрация из модельной книги Розины Хелены Фюрст, издание 1676 года


Попугай привлекал внимание не только своим необычным и ярким внешним видом, но и объемным символизмом, которым в разное время и в разных странах наделяли его образ. Как это часто бывает, сакральное сочетается с профанным: попугай был одновременно и христианским символом, и олицетворением глупости, болтливости, пустословия и сплетен и даже, как бы не политкорректно это не звучало сегодня, женщины-домохозяйки. 

Для египтян попугай был символом мудрости и доброго совета. В Древней Греции и Древнем Риме попугаев связывали с королевской и божественной властью. Так, например, Плиний называл попугая глашатаем императора. Этот смысл сохранился и в христианской культуре. Интересно, что попугай былк символом как самого Иисуса Христа, так и Девы Марии. Способность этой птицы сохранять свои перья в чистоте ассоциировалась с непорочностью Богоматери и ее Сына, а «чудесная» способность попугая запоминать и повторять человеческую речь ставилась в один ряд с чудесной способностью непорочной Девы зачать и родить ребенка. Кроме того, считалось что крик попугая имитирует слово «Ave», используемое для восхваления Марии («Ave Maria»). 

Альбрехт Дюрер, «Адам и Ева», гравюра, 1504 г. Попугай отвернулся, чтобы не видеть сцены грехопадения


Возможно, что у тесной связи попугая с Девой Марией есть и более прозаическое объяснение: в средневековом английском словаре слово «papejai» обозначало одновременно и попугая, и даму, ну а Дева Мария была просто самой известной дамой в религии и искусстве. Связь попугая с женским образом сохранялась и позже. И в XVII, и в XVIII, и в XIX веках художники изображали попугая чаще в женской компании, чем в мужской (если, конечно, мужчина не был пиратом). 

Попугая часто использовали и как символ Божественного Слова. На гравюрах XIV века его изображали в сценах Благовещения (считалось, что непорочное зачатие произошло через ухо, а попугай этому как раз поспособствовал). Представление о том, что попугай когда-то обитал в райском саду, сделали его еще и символом Рая, свидетелем первого грехопадения и своеобразным связным между тем миром и этим. 

Фрагмент вышивки с попугаем, ок. 1700 г., Италия

В XVI-XVII веках религиозный символизм попугая постепенно утрачивается. Для голландских художников того времени он был, скорее, символом богатства и тщеславия. Именно в этом качестве его изображали на многочисленных  портретах и натюрмортах того времени. Но, что интересно, в XIX веке происходит обратный процесс, и попугай, как религиозный символ, обретает второе дыхание, возможно, это и послужило причиной того, что он стал частым гостем в том числе и на сэмплерах. 

Фрагмент вышивки по нанесенному рисунку, середина XVII в., Англия  (Королевская школа вышивки, Англия)

В отличие от многих экзотических животных (например, жирафа или слона), которые попадали на сэмплеры именно потому, что были в диковинку европейцам, попугай большой экзотикой в Европе никогда не был. В XVI веке король Англии Генрих VIII держал в Хэмптон-Корте африканского серого попугая, который развлекал короля тем, что звал лодочника с другого берега реки во дворец. Серый попугай королевы Виктории знал текст гимна «Боже, храни королеву». Не даром в модельной книге Розины Фюрст попугай изображен среди домашних птиц.

Вышивка на холсте (canvas work), ок. 1730 г., Англия (Witney Antiques)


Элизабет Эйлс 1799, Англия, реконструкция The Scarlet Letter

В начале XIX века, с появлением анилиновых красителей и такого направления как «берлинская вышивка», интерес к ярким птицам опять вырос. К этому времени относится огромное количество схем с попугаями. В это же время появляется мода и на темный фон основы для вышивки, на котором яркое оперение этой птицы смотрится еще интереснее. Примерно в это же время очень популярным в Европе становится и язык цветов. При помощи этого языка оставляли тайные послания возлюбленным, зашифровывали имена и т.д. Например, на иллюстрации ниже мы видим композицию из желтого тюльпана, белой розы и красного георгина, т.е., в этом «послании» речь может идти о вечной, хотя и безнадежной любви, покорности своей участи и чувстве собственного достоинства. 

До наших дней сохранилось множество изображений попугаев на текстиле, предметах быта, аксессуарах (игольницах, кошельках, сумочках и т.д.). Вышитые хлопком, шелком, шерстью и бисером, попугаи навсегда закрепили за собой прочное место в истории рукоделия и сердцах рукодельниц. 

Схема для вышивки из журнала Journal des Demoiselles, 1852 г., Франция

На одну из схем с попугаем из журнала Journal des Demoiselles я сделала реконструкцию, схему можно приобрести здесь

Схема вышивки из журнала  Journal des Demoiselles, Франция


На превью к статье: вышивка с попугаем, Франция, XVIII в. (Musee des Arts Decoratifs, Сомюр, Франция)

Теги: история вышивки

Связанные товары

Связанные статьи

Комментарии

Написать комментарий

Заказать звонок

Введите номер телефона и наш менеджер перезвонит вам в течение 15 минут.

Спасибо за заявку!