Между раем небесным и раем земным. Сэмплер Маргарет Барнхольт
Сэмплер, вышитый Маргарет в возрасте 12 лет, является прекрасным образцом тех вышивок, которые создавались тысячами девушек в США и Европе в рамках их школьного образования. Сэмплер вышит шелковыми нитями на хлопчатобумажной основе. Размер сэмплера, затейливый бордюр, окаймляющий его с трех сторон, сложная композиция и отсутствие алфавита дает нам возможность предположить, что это не первая вышивка девочки.
Сэмплер Маргарет Барнхольт, 1831 г., США (Музей дизайна Купер Хьюитт)
Моя реконструкция сэмплера Маргарет Барнхольт
Каждый сэмплер – своего рода документ эпохи. Он дает нам возможность узнать, каким мир представлялся обычной маленькой девочке, ее семье, ее учителям. Домашнее хозяйство, вера, память о близких – все, что было важно, все находило свое отражение в вышивке. Вышитыми работами украшали стены домов, как мы сегодня украшаем их фотографиями любимых людей и дорогих нашему сердцу мест. В середине XIX века религия все еще играла огромную роль в жизни простого человека, поэтому так часто на сэмплерах встречаются отрывки из религиозных текстов, гимнов и поэм. Возможно, сегодня они кажутся нам излишне трагическими или пафосными, но в то время размышления о жизни, смерти и жизни вечной были так же естественны, как для нас планы на следующий день, месяц или отпуск.
Сэмплер Маргарет Барнхольт примечателен, прежде всего, своей необычной композицией. На одном полотне мы видим, как в калейдоскопе, несколько разных, на первый взгляд, вполне житейских сцен: пастушку и маленького пастушка, солидного мужчину и девушку, зачем-то забравшуюся на дерево, Адама и Еву в райском саду, траурную сцену на кладбище, прекрасное здание церкви, мужчину и женщину, окруженных домашними животными. Давайте попробуем посмотреть на эти сценки повнимательнее и поразмышлять о том, что хотела вложить в свою работу 12-летняя Маргарет.
В верхнем левом углу мы видим пастушку и пастушка, присматривающих за коровой и лошадью, под ветвями дерева, в котором несложно узнать дерево райское. На ветвях этого усыпанного плодами дерева сидят павлин и, вероятно, ворон. Если это действительно ворон, то перед нами противопоставление символа бессмертия и вечной жизни в образе павлина и сил дьявола в образе ворона. Таким образом, здесь мы имеем дело с иллюстрацией одного из важнейших библейских тезисов: чтобы ты ни делал, даже если это самые простые бытовые дела, помни, за твою душу идет постоянная борьба сил добра с силами зла.
Если мы переведем глаза правее, то увидим совсем необычную сцену: мужчину, женщину на дереве и фигуру в длинных светлых одеждах с посохом. И здесь мы явно имеем дело не с земным сюжетом, а с сюжетом небесным тем более, что и по уровню он расположен чуть выше двух соседних. И только в раю могут соседствовать лев и лань, не причиняя вреда друг другу. Очевидно, что перед нами интерпретация библейского сюжета об Адаме и Евы и сцена райского сада. Ева изображена на дереве, с яблоком в руках, рядом в белых одеждах стоит, видимо, сам Бог с пастырским посохом. Вполне цивильные наряды Адама и Евы не должны нас смущать. В католической традиции допускается изображение библейских персонажей в современной автору одежде, эта традиция существовала веками. Лебедь в христианстве – символ Девы Марии или чистой души. Самый спорный персонаж – собака (а мне кажется, что это именно собака). В Ветхом Завете собака часто символизировала человеческие пороки. Возможно, именно поэтому она вышита самым темным в палитре цветом. В Новом Завете отношение к собаке меняется, она становится верным спутником человека во всех его земных мытарствах. Как бы там ни было, образ уместный здесь в обоих значениях.
Переведем взгляд еще правее и из сада райского перенесемся в сад вполне обычный: девочка гуляет с собакой, мальчик играет с большим пятнистым кроликом (или присматривает за ним?). Эта парочка нам уже знакома, с ней мы встретимся еще не раз. Можно предположить, что в образе девочки Маргарет запечатлела саму себя, а мальчик – ее младший брат. На «ореховом» дереве мы видим куропатку. Это важный символ, о нем мы поговорим чуть ниже. Но отправимся дальше.
Слева от здания церкви – изображение Эдемского сада, Адама и Евы. Здесь нет никаких сомнений. Это классическая композиция, которая на многих сэмплерах использовалась в качестве центральной, а иногда и единственной. Здесь же она – одна из многих. Но зачем-то Маргарет понадобилась эта классическая композиция? Я не могу знать наверняка, но мне кажется, это дань уважения священному тексту Библии и той важной роли, которую она играла в жизни каждого человека.
Справа от церкви – траурная сцена на кладбище. Мы видим семью с двумя детьми и памятник с двумя парами инициалов. Можно предположить, что в семье Маргарет было четверо детей, двое из которых умерли. Вполне обычная, житейская сцена, но не могу не поделиться с вами одним соображением. Мы уже дважды встречали изображение Адама и Евы в двух разных вариациях. Но каждый раз вокруг них был райский сад. Здесь же, возможно, мы видим их же, но уже в их земном воплощении, которое, как известно, неразрывно связано с утратами. В пользу этой версии говорит и изображение попугая. Казалось бы, что попугаю делать на кладбище? Сложно представить более неуместного обитателя. Но не торопитесь с выводами. Попугай – очень объемный символ. С одной стороны, считается, что именно попугай был свидетелем грехопадения Адама и Евы, и здесь он изображен в той же роли наблюдателя. С другой стороны, попугай – своеобразный связной между этим миром и тем, и тогда его изображение символизирует то, зачем люди обычно и приходят на кладбище – пообщаться и почтить память близких. Рядом – изображение орла, национального символа США, и это тоже не просто так. Сама традиция изображения траурных сцен на сэмплерах появилась в США после смерти Джорджа Вашингтона в 1799 году. Возможно, что образ мужчины с посохом и в шляпе пилигрима – дань памяти отцам-основателям США.
Вокруг большого и красивого здания церкви мы видим бабочек и ангелов. С ангелами все понятно, а вот бабочки – это символ бессмертной души. Кстати, если мы посмотрим на корзину над церковью, то насчитаем в ней ровно девять цветов, по числу заповедей, и это тоже не случайно, как мне кажется. Число цветов в корзине часто выбирается не случайно, так три цветка могут символизировать божественную троицу, пять – пятикнижие, семь – смертные грехи и т.д. В нашем случае смысл корзины и вазы может быть следующим: цветы питают бабочку так же, как заповеди «питают» душу человека.
Спустимся ниже, здесь нас ждет еще одна бытовая сценка: мужчина и женщина на зеленой лужайке в окружении самых разных животных и птиц. Картина идиллическая, но встает вопрос – эта сцена на лужайке, это рай земной или рай небесный? Возможен ли он вообще, рай на земле? Я не могла дать себе ответ на этот вопрос, пока не заметила одну деталь – ошейник на шее собаки. Какой может быть ошейник в раю? Конечно, перед нами сценка вполне земная. И Маргарет даже дает нам ключ к пониманию того, как достичь благополучия на земле, помещая в центр композиции куропатку.
Вообще куропатка в христианстве – очень объемный символ, но одно из его центральных значений – любовь Бога к человеку. А помещая куропатку на жердочке между мужчиной и женщиной, Маргарет, вероятно, подчеркивает, что любовь божественная сильнее любви земной.
Таким мне видится символизм этого сэмплера. Символы, скрытые знаки и послания, зашифрованные в сэмплерах, – тема очень притягательная для любителей примитивов, но вокруг этой темы очень много спекуляций. Для того, чтобы понять символизм сэмплера, нам надо понять культуру, воспитание и образ мыслей тех, кто эти символы вышил. 200 лет назад многое было совсем по-другому, поэтому попытка взглянуть на вышивки прошлого современным взглядом дает не много.
Возможно, мне удалось разгадать не все символы сэмплера Маргарет Барнхольт. Возможно, я что-то истолковала неправильно. Как и любое настоящее произведение искусства, эта вышивка ставит перед нами вопросы. Поиск ответов на эти вопросы – это то, что, в том числе, притягивает к сэмплерам тысячи любителей вышивки по всему миру.
Если вам понравился этот сэмплер, приобрести его схемы можно здесь.