Коронация Карла III. Вышивка на коронации
В предыдущей статье мы подробно разобрали коронационные одежды. В продолжение разговора о коронации короля Карла III, сегодня поговорим о том, какие еще атрибуты церемонии были украшены вышивкой.
Государственные кресла
Государственные кресла используются вначале церемонии, до помазания. Как и в случае с другими предметами, для этой коронации были использованы государственные кресла, изготовленные в 1953 году для коронации Елизаветы II. Интересный факт: во время церемонии коронации Елизавета II использовалось только одно кресло, предназначенное для королевы, а вот кресло принца Филиппа, герцога Эдинбургского, во время службы не использовалось, а было доставлено сразу в Букингемский дворец. В течение многих лет оба кресла стояли в тронном зале дворца.
Государственные кресла. Фото с официального сайта королевской семьи Великобритании.
Кресла изготовлены из резного позолоченного бука в стиле XVII века, как и более ранние кресла. Инициалы королевы Елизаветы II и принца Филиппа изображены на резных подрамниках, соединяющих передние ножки. Рядом можно увидеть национальные гербы в виде розы, чертополоха и трилистника.
Во время подготовки к коронации, реставраторы по позолоте и мебели из Royal Collection Trust очистили, отреставрировали и укрепили позолоченные рамы. Новый дамасский шелк для обивки был изготовлен компанией Humphries Weaving Company по образцу оригинальной обивки. Старая обивка с вышитыми инициалами королевы Елизаветы II и принца Филиппа будет храниться в Королевской коллекции. Новые монограммы для кресел были вышиты вручную мастерами Королевской школой рукоделия золотыми и металлическими нитями. Вышивка была выполнена отдельно и перенесена на обивку кресел методом аппликации. Для окончательного оформления кресел повторно использовалась тесьма и отделка с оригинальных кресел.
Государственные кресла. Фото с официального сайта королевской семьи Великобритании
Судя по размерам оригинальных кресел, кресло Елизаветы досталось королеве Камилле, а Чарльз восседал на кресле своего отца.
Монограмма королевы Камиллы
Тронные кресла
В качестве тронных кресел Карл III и королева Камилла будут использовать кресла, изготовленные для коронации короля Георга VI и королевы Елизаветы (бабушки и дедушки нынешнего короля), состоявшейся 12 мая 1937 года. Выполненные в том же стиле XVII века, кресла имеют характерную для времен Тюдоров X-образную раму. Оригинальные стулья были обиты малиновым бархатом и украшены королевскими гербами короля Георга VI и королевы Елизаветы.
Тронное кресло королевы Камиллы. Фото с сайта Королевской школы рукоделия
В рамках подготовки к коронации стулья были отреставрированы мастерами Royal Collection Trust. Малиновый шелковый бархат был заменен новым бархатом и отделкой. Новая шелковая тесьма и бахрома имитируют оригинальную отделку. Все материалы были изготовлены и окрашены специально для коронации. Вышитый герб Его Величества использовался повторно (к сожалению, нет информации, когда и для чего он был создан впервые), а герб королевы вышит вручную в технике штриховки шелком и затем перенесен на обивку кресла. Цветная вышивка была выполнена мулине Anchor.
Вышитый герб королевы Камиллы. Фото с сайта Королевской школы рукоделия
Тронное кресло короля Карла III
Для сравнения посмотрите на тронное кресло короля Эдуарда VII, сына королевы Виктории, чья коронация состоялась 26 июня 1902 года. Хорошо видна традиционная цветочная символика - роза, трилистник и чертополох. Удивительно, насколько важен для англичан символический язык цветов. Об этом говорит не только повсеместное практически использование этих трех символов (плюс нарцисс как символ Уэльса), но и тот факт, что приглашение на коронацию фактически составлено на языке цветов.
Тронное кресло короля Эдуарда VII, 1902 год.
Специально для церемонии были изготовлены сто стульев для гостей аббатства, обитых синим бархатом и украшенных вышитыми монограммами монархов. После церемонии все стулья были проданы на аукционе, а деньги направлены на благотворительность.
Члены королевской семьи на стульях для коронации
Экран для помазания
Для коронации Карла III был специально создан экран для помазания. Он предназначен для того, чтобы спрятать от глаз посторонних короля и епископа Кентерберийского во время церемонии помазания. Экран состоит из трех ширм, открытая сторона его обращена к главному алтарю Вестминстерского аббатства. Шесты для ширм были изготовлены из поваленного ветром дуба в саду Виндзорского замка. Дуб был посажен в 1765 году. Шесты были покрыты воском и украшены фигурками орлов, покрытых сусальным золотом.
Экран для помазания. Фото с официального сайта королевской семьи Великобритании
Интересно, что королева Елизавета II использовала не экран, а балдахин во время своей коронации в 1953 году.
Балдахин для помазания. Коронация Елизаветы II, 1953 год
Экран, вышитый Королевской школой рукоделия и Digitek Embroidery. Дизайн экрана был разработан художником Эйданом Хартом, специалистом по росписи старинных икон. Главная художественная тема – единство стран Содружества. Вдохновение художник черпал в дизайне золотого юбилейного витража Королевской часовни Сент-Джеймсского дворца, на котором страны Содружества изображены в виде дерева.
Экран для помазания, детали
Идея использовать этот образ принадлежит лично королю, а каждый элемент имеет символическое значение: птицы – символ радости и единения членов Содружества, живущего в гармонии, голубь – символ Святого Духа. Особое значение имеет символ орла, который повторяется на многих коронационных предметах. Орлы использовались в декоре ранних коронационных балдахинов, в том числе, балдахина Елизаветы II в 1953 году. Ампула для помазания также имеет форму орла. На двух других сторонах изображен простой крест темно-бордового золота, синего и красного цветов, вдохновленный цветами и узорами пола Космати в Вестминстерском аббатстве, где будет происходить помазание. Ткань изготовлена из австралийской и новозеландской шерсти, обработанной и сотканой на фабриках в Великобритании.
До церемонии коронации экран для помазания был освящен на специальной службе в Королевской часовне в Сент-Джеймсском дворце. Помазание традиционно самый таинственный момент церемонии, момент единения между Богом и королем, и использование экрана, по задумке, обозначает особую святость и конфиденциальность этого момента. Сама традиция миропомазания восходит к Ветхому Завету, в котором описано помазание Соломона священником Садоком и пророком Нафаном. Это одно из тех средневековых таинств, которое сохранилось до наших дней и подчеркивает особый духовный статус короля.Традиционно этот момент не фотографируют и не показывают по телевидению.
Риза священника
Если до этого мы с вами посмотрели на вышивку, хотя и выполненную в духе традиций, но все-таки, современную, то эта вещь - настоящий раритет. Эту ризу декан Вестминстерского аббатства, доктор Дэвид Хойл. Накидка из малинового бархата, украшенная пятилепестковыми цветами и звездами, была изготовлена для коронации Карла II в 1661 году! И это, наряду с троном Святого Эдуарда, коронационной ампулой и ложечкой, – старейшие предметы коронации.
В прошлый раз ризу надевал Дин Алан Кэмпбелл Дон для коронации Елизаветы II в 1953 году. Копия этого облачения выставлена в музее аббатства, в галерее Бриллиантового Юбилея Королевы. Судя по всему, риза находится в прекрасном состоянии, несмотря на свой без малого четырехсотлетний возраст.
Дин Алан Кэмпбелл Дон на коронации 1953 года. Фото с сайта Вестминстерского аббатства
Дэвид Хойл на коонации 2023 года.
Церемония коронации: на желтом поле - тронные кресла короля и королевы, слева - государственные кресла. На переднем плане - историческая мозаика Космати на полу, которая стала источником вдохновения для создания экрана для помазания и королевской епитрахили (см. статью). В центре - 700-летний трон Святого Эдуарда, справа первый в первом ряду - Дэвид Хойл в исторической ризе.
В честь нового короля были изменены эполеты на военных мундирах, и это тоже прекрасная вышивка.
Новую форму получили и йомены - стражники Тауэра. Справедливости ради, это не вышивка, это аппликация.