Сэмплеры мамы и дочери
На протяжении нескольких веков сэмплеры были важной частью женского образования. Казалось бы, в каждой семье должны были храниться сэмплеры, вышитые мамами, бабушками, сестрами и т.д. Однако, на практике найти такие сэмплеры – дело не самое простое. В прошлый раз мы посмотрели на несколько сэмплеров, вышитых сестрами. Сегодня мы поговорим о сэмплерах, вышитых в одной семье мамой и дочкой.
Ханна Хикс и Рэйчел Уилсон
Ханна Хикс вышила свой сэмплер в 1790 году, во время обучения в школе Акворта, в Йоркшире, Англия. Спустя 28 лет в той же школе очень похожий, только черно-белый сэмплер вышила ее дочь, Рэйчел Уилсон. Рэйчел родилась 13 октября 1804 года в окрестностях Кембриджа. Свой сэмплер она вышила в 1818 году, в возрасте 14 лет и посвятила его, вероятно, своей однокласснице, чьи инициалы «SH» мы можем найти на сэмплере.
Ханна Хикс, 1790, Англия, школа Акворт
Рейчел Уилсон, 1818 г., Англия, Фото © Сабина Татерра-Гундакер
Ханна Берлингэм и Элизабет Саутхолл
Очень изысканный и изящный сэмплер со стихом о колодце Иакова выл вышит Ханной Берлингэм в 1797 году. Девочке на тот момент было всего 8,5 лет. Очевидно, Ханна была очень одаренной вышивальщицей и не могла не передать свои навыки дочери, Элизабет Саутхолл.
Ханна Берлингем, 1797 г., Англия
В отличие от своей матери, Элизабет вышила очень простой сэмплер в традиционной для ее времени манере – три алфавита и простая рама. Эти две работы могут служить яркой демонстрацией того, как ближе к середине XIX века меняется само назначение сэмплера. Теперь это – абсолютно утилитарное ученическое упражнение. Пройдет еще немного лет и сэмплер исчезнет из ученической программы образовательных учреждений, а к 1850-м годам практически полностью исчезнет и сами традиция вышивать сэмплеры.
Свой возраст Элизабет не указала, но тот факт, что сэмплер вышит красной нитью, дает основание полагать, что он вышит во время обучения в младших классах.
Элизабет Саутхолл, 1837 г., Англия
Ханна Пэйтон и Энн Янг
Сэмплер Ханны Пэйтон, датированный 1751 годом, так и остался незаконченным. Дизайн, очевидно навеянный мотивами квакерской вышивки, отличается от привычных нам дизайнов школы Акворт. Возможно, Ханна вышивала его и не в школе. А вот ее дочь, Энн Янг, уже была ученицей Акворта, хотя и ее сэмплер нельзя назвать традиционным – на отрезе ткани небольшого размера мы видим всего несколько элементов.
Ханна Пейтон, 1751 г., Англия
Энн Янг, Англия, школа Акворт
Мария Бранвелл и сестры Бронте
Мария Бранвелл закончила свой сэмплер 15 апреля 1791 года. Ей было 8 лет. Это очень простой сэмплер, состоящий из алфавита и небольшого библейского стиха, вышитый темно-зеленым шелком и шерстью розового и коричневого оттенков.
Мария Бранвелл, 1791 г., Англия
Сэмплер Марии стал первым в уникальной коллекции семейных сэмплеров, коллекции, которую продолжили вышивки ее дочерей – сестер Бронте. Подробнее о сэмплерах сестер Бронте можно прочитать здесь. Сэмплеры ее дочерей очень похожи на сэмплер матери. Вот, например, сэмплер Эмили Бронте, законченный ею в 1829 году.
Эмили Бронте, 1829 г., Хаворт, Англия.
У самой Марии так же было три сестры, Энн, Маргарет и Элизабет Бранвелл, вышили похожие сэмплеры тем же темно-зелены шелком. К сожалению, найти их изображения мне пока не удалось. Известно, что после смерти Марии, воспитанием девочек занималась ее сестра Элизабет. Фактически под ее руководством были вышиты все сэмплеры сестер Бронте.
Сара и Элизабет Честер
Это редкая пара очень похожих сэмплеров, вышитых в один и тот же год. Это не характерно для сэмплеров мамы и дочери. Реконструкции этих вышивок были выполнены Кэтрин Литтлтон, дизайнеров и основателем бренда Cross Stitch Antiques. Она пишет, что по ее данным, это не сестры, а именно мама и дочь. Такие отношения, на ее взгляд, подтверждаются и теми религиозными отрывками, которые были выбраны для каждого сэмплера.
Сара Честер, 1843 г., США (Cross Stitch Antiques)
Элизабет Честер, 1843 г., США (Cross Stitch Antiques)
На сэмплере матери, Сары, вышит отрывок из Песней Исаака Уоттса
Twill save us from a thousand snares (Это спасет нас от тысячи ловушек,
To mind religion young, На ум религия молода,
Grace will preserve our following years, Благодать сохранит наши последующие годы,
And make our virtues strong И сделай нашу добродетель сильной.)
На сэмплере дочери, Элизабет, вышит такой отрывок из Александра Поупа
Teach me to feel another's woe (Научи меня чувствовать чужое горе
To hide the fault I see Скрывать вину, которую я вижу
That mersy I to others show Ту милость, которую я к другим проявляю
That mersy show to me Ту милость, которую проявляют ко мне)
Элизабет и Энн Марш
Эта пара мамы и дочери в нашей подборке, пожалуй, самая значительная. Дело в том, что и Элизабет, и ее дочь Энн не только вышили свои сэмплеры, но и основали одну из самых известных школ для девочек. По мнению Бетти Ринг, автора книги «Вышивка девочек: американские сэмплеры и изобразительное рукоделие, 1650–1850», Элизабет и Энн Марш являются самыми влиятельными учителями рукоделия в американской истории.
Элизабет Марш, урожденная Элизабет Аллибоун, родилась в 1684 году в Вустере, Англия, в семье квакеров. В 1711 году она вышла вышла замуж за Джозефа Марша, другого вустерского квакера, и родила четверых детей. В 1723 году семья иммигрировала в Филадельфию, где Элизабет основала свою школу и преподавала в ней до самой своей смерти в 1741 году. Энн, ее старшая дочь, никогда не была замужем. Вначале она помогала своей матери в школе, а после ее смерти возглавила заведение.
Удивительно, но факт: несмотря на то, что Элизабет была руководителем школы, сэмплера, вышитого ею лично, я в открытом доступе не нашла. Но есть две вышивки, выполненные Энн Марш.
Чехол для хранения инструментов для рукоделия, вышитый Энн Марш, 1720-1730-е гг., Филадельфия, США
За основу обучения был взят сэмплер, разработанный и вышитый Элизабет Марш, и демонстрировавший разные, популярные тогда стили вышивки. Образование Элизабет получила в Лондоне, о чем косвенно свидетельствует тот факт, что в 1697 году она присутствовала на свадьбе в Вестминстерском Доме собраний квакеров в 1697 году, о чем остались записи. Более ярким подтверждением этому можно считать вышитый чехол для хранения инструментов для рукоделия, созданный Энн Марш. Хотя Энн вышила его уже в Филадельфии, в период 1720 – 1730-х годов, он очень похож на работы, сделанные ученицами первой школы для девочек-квакеров Шеквелл, основанной Джорджем Фоксом (родоначальником квакерского движения) в 1668 году в деревне к северу от лондонского Сити. В дальнейшем сэмплеры, созданные в школе Марш, имели сильное сходство с уникальными вышивками лондонских квакеров конца XVII – начала XVIII вв. Одна из черт – чередование полос с узорами и текстом, в то время как на большинстве квакерских сэмплеров текст размещен компактно. Эта особенность хорошо заметна, например, на сэмплере самой Энн Марш, а также на вышивках Элизабет Хадсон, дочери богатых филадельфийских квакеров. На сэмплере Элизабет есть и полоса с клубничным узором, которую также можно найти на сэмплерах Грейс Кэтлин и Доркас Хейнс, дочерей квакеров из Лондона. Очевидно, что семья Марш сохранила связи с исторической родиной, как это делали многие квакерские семьи того времени.
Энн Марш, 1727 г., Филадельфия, США.
Шелк на льне, 15 x 11 дюймов. Сэмплер был продан на аукционе Christie's несколько лет назад за 300 000 долларов.
Элизабет Хадсон, 1737 г., Филадельфия, США (Музей художественного искусства Филадельфии)
Исторические записи говорят о том, что Элизабет и Энн Марш мало участвовали в религиозной и общественной жизни своей общины. Они не посещали собрания, не участвовали в выборах. Свое происхождение и религиозную принадлежность они демонстрировали в своих работах. По мнению Изабеллы Рознер, кандидата исторических наук Королевского колледжа в Лондоне, их стиль был пропитан традициями квакеров.
Образование, которое они давали, помогало привить художественный вкус и навыки шитья, которые подобают богатой женщине XVIII века. В отличие от традиций многих других квакерских школ, которые важными принципами воспитания считали простоту и аскетизм, традиция лондонских квакеров была направлена на воспитание аристократизма.
Элизабет Марш привезла в колониальную Америку узоры декоративного шитья, которые пришлись по вкусу квакерской элите Филадельфии и стали основой создания особого роскошного художественного стиля не только внутри сообщества, но и за его пределами. Это противоречие с основной квакерской догмой, которое касалось не только рукоделия, но и, судя по всему, других сторон жизни, привело к реформации внутри квакерского движения, когда в середине XVIII века большое количество семей было изгнано из общины за несоблюдение стандартов. Несмотря на это, рукоделие школы Марш сохранило память о своем происхождении и обогатило историю прекрасными образцами квакерского рукоделия.
По материалам с сайтов samplers-berlin.com, quaker-tapestry.co.uk, decorativeartstrust.org