Необычные детали на сэмплерах Саксонии

Необычные детали на сэмплерах Саксонии

Автор: Анна Сидорова Дата: 09.09.2022 Просмотров: 729 Комментарии: 0

Как и каждая сложившаяся группа сэмплеров, сэмплеры Южной Германии – Саксонии имеют свои отличительные особенности. Об этом я подробно писала в прошлой статье. Для тех, кто интересуется историей сэмплеров, характерные черты той или иной группы представляют большой интерес, так как не только облегчают идентификацию, но и позволяют лучше понять, как и из чего складывался стиль каждой группы. Но не менее интересны, на мой взгляд, и нехарактерные детали – маленькие кусочки зеркала, через которые мы можем лучше рассмотреть особенности личности самих вышивальщиц. 

Сегодня я подготовила для вас подборку самых необычных деталей, увиденных мной на саксонских сэмплерах. 


 

 Шахматисты. Элемент саксонского сэмплера 1724 г., Германия, Музей искусств Метрополитен

Шахматисты - элемент, который чаще встречается на голландских сэмплерах. На первый взгляд, это глубоко светский элемент, однако, шахматны часто встречаются в бибилейских сценах. 8 клеток стороны шахматной доски - 8 небесных сфер, о которых писали пифагорейцы. 64 клетки поля - 64 поколения от Адама до Христа. 


Жертвоприношение Исаака Авраамом. Элемент саксонского сэмплера 1716 г., Германия, Музей дизайна Купер-Хьюитт

Несмотря на то, что религия была неотъемлимой частью жизни общества в прошлые века, религиозные сцены практически не встречаются на сэмплерах. Одно из немногих исключений - сэмплеры Саксонии, для которых изображения распятия, Адама и Евы, инструментов страстей Христовых - обычное дело. А вот сцена жертвоприношения Исаака Авраамом - редкость даже для этой группы. Мне она встретилась всего один раз. В связи с этим, встает интересный вопрос. Такие редкие элементы, как эта сцена, не публиковались в «модельных книгах». Что же брала вышивальщица за основу при их создании? Пользовалась она иллюстрациями или создавала рисунок самостоятельно? 

UPD. В первой версии этой статьи я идентифицировала эту сцену как сцену борьбы Давида с Голиафом, однако, я не учла один важный элемент - ягненка (агнца) в кустах, что явно указывает именно на сцену с жертвоприношением. Приноше свои извинения за эту неточность! 


Сцена с Агари. Элемент сэмплера 1723 г., Германия, Музей народного искусства Саксонии

Еще одна очень редкая библейская цена - сцена с Агари, беременной от Авраама, которой ангел является у колодца, где она пряталась от Сары, жены Авраама. Здесь очень интересен выбор темы. Было ли это что-то личное для девушки, его вышивавшей? Интересно и то, что сэмплер вышит не крестом, а гладью, значит, скорее всего, это не ученическая работа, а вышивка уже опытной девушки. 

 

 Элемент саксонского сэмплера 1737 г., Германия, Музей народного искусства

Еще одни элемент, перекликающийся с голландскими сэмплерами. Не идентифицированное животное за прялкой. Очень похоже на лягушку. На голландских сэмплерах была распространена обезьяна за прялкой. Этот элемент, который можно встретить начиная с 1617 года. В часослове XV века можно встретить обезьян в самых разных обличиях - прядущих, шагающих на ходулях, надувающих мыльные пузыри и т.д. Обезьяна изначально считалась символом дьявола и всего нежелательного, что есть в характере человека. Применительно к сэмплерам, обезьяна, сидящая на стуле за прялкой, скорее, символизирует нить жизни, являясь отсылкой к Богиням Судьбы Мойрам. 


Дом с палисадником. Элемент саксонского сэмплера 1752 г., Германия, Музей дизайна Купер-Хьюитт

Дома редко изображались на сэмплерах этой группы, а дом именно в такой композиции – единственный в своем роде. 


 Элемент саксонского сэмплера 1755 г., Германия, Музей дизайна Купер-Хьюитт

Здесь сразу два необычных элемента. Первый – сцена входа Иисуса Христа в Иерусалим. Второй – изображение самого Иерусалима, которое больше характерно для другой группы южно-германских сэмплеров, нюрнбергской. 


 Конь, запряженный в санки. Элемент саксонского сэмплера 1779 г., Германия, Музей дизайна Купер-Хьюитт

 Милый элемент из обычной жизни. Вероятно, катание на санях очень запомнилось девочке, работавшей над этим сэмплером. 


Элемент саксонского сэмплера IER, 1791 г., Музей дизайна Купер-Хьюитт

Слева изображена Фемида, богиня правосудия, с завязанными глазами. Справа, возможно, изображена Мойра (одна из трех), богиня судьбы с веретеном и прялкой. 


 Элемент саксонского сэмплера CED 1794 г., Германия, Музей народного искусства Саксонии

Необычным является изображение паланкина, который несут двое слуг. Возможно, девочка, вышившая эту работу, была свидителем приезда в город представителя дворянского или даже королевского рода. 


FT 1815 г., Германия, STEPHEN & CAROL HUBER, продан в частую коллекцию, шелк, льняная основа

Здесь необычным можно назвать весь сэмплер. Начать с того, как много предметов интерьера здесь изображено: шкаф, стол со стульями, кровать с балдахином, комод, висящая картина, стол, похожий на стол для бильярда. В центре под огромной вазой с фруктами, мы видим алтарь, больше характерный для сэмплеров Франции. Выше мы видим белку, рака, рог изобилия, многочисленные вазоны с цветами. 



Теги: история вышивки, сэмплеры

Связанные товары

Связанные статьи

Комментарии

Написать комментарий

Заказать звонок

Введите номер телефона и наш менеджер перезвонит вам в течение 15 минут.

Спасибо за заявку!