Богини, башни, мореплаватели и странные собаки
В коллекции сэмплеров в Франсес Леман Лоб Арт Центре в колледже Вассар находится необычный и яркий голландский сэмплер, датированный 1772 годом. Сэмплер подписан «Магдалена Лорсбах». Внимание привлекает центральная и очень подробно изображенная фигура молодой женщины. Ее волосы убраны цветами, она грациозно балансирует на дорожке, держа в руках корзину с цветами и фруктами.
Фамилия девушки, вышившей сэмплер – Лорсбах, чаще всего встречается в Германии. Сэмплер при этом голландский и содержит, помимо монументальной женской фигуры, знакомый набор прекрасно выполненных традиционных голландских мотивов – цветы в горшках, сердечки, птицы и вымпел, шахматные «дорожки» и т.д.
Magdalena Lorsbach Sampler 1772. The Frances Lehman Loeb Art Center, Vassar College, Poughkeepsie, N.Y.
Изображенная молодая женщина одета в модноеплатье XVIII века, но в ее осанке, масштабе и атрибутах угадывается богиня красоты или плодородия. Необычен только контекст, в который помещена фигура женщины, окружающие ее мотивы несколько расходятся с привычным набором религиозно-декоративных мотивов.
В представление молодых женщин в образе богинь красоты, изобилия и плодородия нет ничего необычного для XVIII века. Этот сюжет распространен и в неоклассической, и в портретной живописи. Поза богини могла быть подсмотрена и на гобеленах (подобное изображение вавилонской красавицы Фисбы встречается в итальянском паттернбуке 1561 года La Vera Perfettione del Disegno (Цветы для вышивки) Джованни Остауса). Однако, ничего из этого не дает нам ключа к пониманию того, кто же изображен на сэмплере, и что это могло значит в контексте того общества, в котором жила девушка, вышившая сэмплер.
Аналогичный пример вышитой девушки-богини мы встречаем еще только на одном сэмплере. Это сэмплер 1777 года, выполненный Катариной Адрианой Леуниссен, из коллекции Stedelijk Museum De Lakenhal в Лейдене.
CAL [Catharina Adriana Leunissen] 1777 Sampler. Museum De Lakenhal, Leiden
Оба этих сэмплера вышиты в Голландии, в городе Мидделбург в провинции Зеландия, так что логично начать наше исследование именно отсюда.
В XVIII веке в Мидделбурге, столице провинции Зеландия, существовало немало частных школ для девочек, поэтому сегодня у нас есть много прекрасных вышивок этого региона. Самые распространенные из них – штопальные сэмплеры. Многие из них имеют надпись «Door mijn gedaan», что означает «сделано мной», за которым следует имя или инициалы девочки, или «Door onderwijs van» («обученный»), за которым следует имя учителя. Такую надпись ввела учительница Мария Мариниссе в 1730 году. Более ранняя версия «Door mijn gemaekt» («сделано мной») можно найти на сэмплере 1715 г., вышитом под руководством Марии Кайперс. На следующей иллюстрации - штопальный сэмплер, вышитый Катариной Леуниссен. Редкий случай, когда сохранилось несколько сэмплеров, вышитых одной девушкой.
CAL [Catharina Adriana Leunissen] Darning Sampler 1780. Maria Franse, instructress. Museum De Lakenhal, Leiden
Мидделбург, начало XX века
Список из более чем ста штопальных сэмплеров, вышитых в Мидделбурге между 1715 и 1815 годами дает нам имена 22 местных учителей. Наибольшее количество сэмплеров (20 штук), вышитых под руководством одного учителя, изготовлено ученицами Марии Леттелье. Далее идут 17 сэмплеров, вышитых ученицами Таннетье Вакерут.
Качество этих вышивок отражает исторический статус Мидделбурга как богатого и важного центра международной торговли. XVII век, известный как золотой век Голландии, обогатил многие города страны, в том числе Амстердам, Дордрехт, Хорн, Харлем, Гаагу и Мидделбург. Голландские купцы и моряки обеспечивали постоянно расширяющиеся рынки Европы шелками Китая, хлопком Индии и специями Восточной Азии. Голландская Ост-Индская компания, основанная в 1602 г., стала доминирующим коммерческим предприятием в Западном мире. В 1609 году был основан Банк Амстердама.
В то же время часть территорий Голландии была охвачена восстанием против испанских правителей. Эта Восьмидесятилетняя война, также известная как Голландская война за независимость, завершилась в 1648 году Мюнстерским миром, который устанавливал независимость ряда северных провинций (Семь соединенных провинций), включая Зеландию. Провинции, сегодня образующие Бельгию и Люксембург, получили название Южных Нидерландов. Первым правителем независимых территорий был Вильгельм Оранский. Изображение льва, сжимающего семь стрел, девушки в саду (голландской девы) и апельсиновых деревьев – символы этой голландской республики и протестантских домов Оранж и Нассау.
В то время как семь провинций Соединённых Нидерландов стали ассоциироваться с реформаторской церковью, общее отношение религиозной терпимости в регионе привлекали в него большое количество протестантских беженцев из южных голландских провинций, а также представителей других религиозных течений: евреев из Испании и Португалии, гугенотов из Франции, моравцев, лютеран и т.д.
Сэмплеры Мидделбурга свидетельствуют о богатстве мелкой знати, росте представителей среднего класса, большом количестве школ и учителей. К XVIII веку здесь сложилась отличительная традиция сэмплеров. Они одинаково отличаются высокими эстетическими и техническими качествами. Среди характерных элементов – щит с гербом Мидделбурга, зубчатой надвратной башней первой крепости города. Иногда встречается герб провинции Зеландия с изображением льва в воде с девизом «Luctor et Emergo», что означает «Я буду бороться и побеждать» (отсылка к постоянной борьбе жителей с наводнениями). На следующей иллюстрации представлен еще один сэмплер из Мидделбурга, на котором можно видеть герб города.
SF Sampler 1798. The Frances Lehman Loeb Art Center, Vassar College, Poughkeepsie, N.Y
По крайней мере, еще один сэмплер из Мидделбурга, как и сэмплеры с богинями, имеет крупный центральный элемент. Это сэмплер 1765 года из коллекции музея Купера-Хьюитта. На нем изображена известная достопримечательность города, башня Ланге, построенная в 15 веке. Эта башня является частью аббатства в самой старой части города.
Middelburg Sampler showing Lange Jan. Cooper-Hewitt, Smithsonian National Design Museum
Мидделбургское происхождение семплера 1777 CAL из коллекции Stedelijk Museum De Lakenhal в Лейдене подтверждается гербом города в верхней части композиции. Происхождение сэмплера Магдалены Лорсбах имеет более личные свидетельства. В левом верхнем углу сэмплера мы видим коронованный гербовый медальон с топиарием в горшке. Под медальоном вышита фамилия Лорсбах. Еще один гербовый медальон изображен в противоположном углу. На нем изображены три чернильницы с гусиными перьями и фамилия Clercq. Это свидетельствует о том, что Магдалина была дочерью Хендрика Лорсбаха, бухгалтера представительства голландской Ост-Индской компании в Мидделбурге, и Марии Жозины де Клерк.
Если сравнивать сэмплер Магдалены с сэмплером Катарины, можно увидеть, что за исключением цвета волос, обе фигуры богинь идентичны. На сэмплере Катарины в нижней части вышиты традиционные сторожка и дом. Натуралистическое изображение трех больших птиц уникально для голландских сэмплеров. В правом верхнем углу – чернильница точно такого же дизайна, как и на сэмплере Магдалены.
Чернильницы на обоих сэмплерах указывают на то, что девушки могли быть связаны узами родства по линии семьи Клерков, и, вероятно, это указывает на одну учительницу.
Еще один интересный элемент сэмплера Магдалены – причудливая собака, расположенная чуть ниже фигуры богини. Похожая собака появляется примерно на дюжине сэмплеров Мидделбурга второй половины XVIII века. Благодаря пушистому хвосту это животное иногда идентифицируют как лису. На сэмплере ниже можно видеть как раз эту собаку.
RB Sampler 1786. Collection of Martin Ex
Помимо изображений цветов и животных, на сэмплерах Мидделбурга встречаются и библейские образы, такие как Адам и Ева или шпионы Ханаана. Большинство голландских сэмплеров имеют и отличительные региональные признаки, политические символы и символы гражданской идентичности. Лев, размахивающий мечом или сжимающий семь стрел, голландская дева в саду и шляпа свободы были приняты как знаки национальной идентичности на монетах и медалях XV и XVI веков, а позже как декоративные мотивы на архитектурных и бытовых предметах.
Яркая национальная и региональная идентичность сэмплеров говорит нам о том, что истоки появления боги на сэмплерах Катарины и Магдалены стоит искать именно в историях, легендах и традициях Мидделбурга, и вероятнее всего речь идет о немецкой богини дохристианской эпохи Нехалении, которую почитали как покровительницу купцов, моряков, богиню домашнего очага, дома, плодородия. Тем более, что в результате археологических раскопок в окрестностях Мидделбурга, интерес к Нехалении возродился в Зеландии в XVII веке.
В 1645 году шторм размыл дюны в устье Шельды, где расположен Мидделбург, и открыл скрытые ранее развалины храма и алтарь II века н.э., посвященные этой богине. Обнаружение храма было задокументировано на рисунках и гравюрах. В 1848 году молния попала в церковь, в которой хранились находки и уничтожила их. Сохранились только рисунки, на которых Нехаления была изображена в плаще, застегнутом на пряжку и с корзиной фруктов, похожих на яблоки. На некоторых иллюстрациях Нехаления изображена на носу корабля, которым вполне может быть неопознанный объект слева от правой туфли богини на сэмплере Магдалены.
Альтар Нехалении, www.livius.org
Однако одно из самых поразительных сходств между сэмплером Магдалены и иллюстрациями с Нехаленией состоит в том, что на большей части рисунков богиня изображена в компании той самой собаки, чем-то похожей на лису. Более того, в XVI веке в Ниме была обнаружена мозаика, на которой предположительно изображена Нехаления с собакой, в плаще и в позе, очень похожей на то, что мы видим на сэмплере Магдалены. Предположительно, собака может быть символом более древней голландской культуры.
Может ли этот мотив указывать на желание учительниц и вышивальщиц продемонстрировать свои широкие интеллектуальные познания или сделать смелое политическое заявление? Мы не можем сказать этого однозначно. Однако, само изображение богини однозначно отражает интересы и культуру того общества, в котором жили Катарина и Магдалена. Понимание важности этих символов повышает историческую ценность сэмплеров, как свидетельств своей эпохи.
Закончить этот рассказ хотелось бы вот чем. Одна из теорий говорит о том, что собакой с сэмплеров с Нехаленией может быть норвежский лунденхуд, древняя скандинавская порода. В публикации под названием «Скандинавская фауна» второй четверти XIX века шведский зоолог Свен Нильсон описал этих собак как имеющих «заостренные носы, короткие ноги и хвосты в половину длины тела, размер лисицы и красновато-коричневую шерсть». Именно таким, красновато-коричневым цветом вышиты и собаки на голландских сэмплерах. Точно подмечен и необычный поворот головы, который характерен для этих собак. На некоторых сэмплерах собака изображена с птицей во рту, а лунденхудов использовали как раз для охоты на тупиков и других морских птиц. Именно необходимость охоты на птиц сформировала у собак возможность поворачивать голову на 180 градусов.
Интересно, что обнаружение древнего храма Нехалении в XVII веке совпало с началом первой волны большой эмиграции из Норвегии в Голландию. Почти 10% населения Норвегии перебралось в Голландию, мужчины ушли работать в торговый флот, женщины – горничными в богатые семьи. Норвежцы полностью ассимилировались, приняли голландский язык, обычаи и имена.
Возможно, вышитые собаки служат неким мостом, перекинутым из II в XVII век, и свидетельствующим о том, что когда-то такие переселения уже имели место. В любом случае, если вышитая собака действительно норвежский лундехунд, это добавляет еще один исторический и ценностный смысл загадочным пробникам из Миддлбурга.
По материалам статьи Joanne Lukacher, Martin Ex