Как подделывают антикварные сэмплеры

Как подделывают антикварные сэмплеры

Автор: Анна Сидорова Дата: 22.04.2022 Просмотров: 571 Комментарии: 0

Сегодня антикварные школьные сэмплеры котируются среди коллекционеров и любителей вышивки очень высоко. Сэмплеры широко представлены в музейных коллекциях, им посвящают выставки, их изучают как исторические источники. Сэмплер, вышитый школьницей из Нью-Джерси, Мэри Антрим, был продан на Sotheby's более чем за 1 миллион долларов в 2012 году. Однако, так было не всегда. Еще около ста лет назад сэмплеры не имели никакой исторической или художественной ценности, их не принимали в музеи. Возросший многократно в течение ХХ века интерес к школьному рукоделию и историческим вышивкам спровоцировал, в том числе, и их фальсификацию.

Каждый год множество сэмелров подделывается с целью обмануть неосторожных коллекционеров и продать подороже то, что стоит недорого или не имеет совсем никакой исторической ценности. Как же отличить подделку или репродукцию семплера от настоящей антикварной вышивки?

Первое, на что надо обратить внимание, это обесцвечивание ткани. Старые ткани могут местами потемнеть или приобрести равномерный коричневый оттенок. Во многом это зависит от того, какой тип ткани использовался для вышивки, и от того, где и как она хранилась. Учитывая тот факт, что некоторым вышивка более трехсот лет, жестких правил в отношении того, какой должна быть ткань, не существует. Тем не менее, есть несколько тонкостей, на которые нужно обратить внимание. Часто возраста ткани добавляют при помощи ее окрашивания чаем или кофе. Если ткань сэмплера приобрела свой цвет естественным путем, более яркое потемнение наблюдается по краям, возле рамы. «Пятнистость» ткани должна насторожить. Кроме того, если ткань сморщена, как если бы она была скручена или смята, и коричневые пятна соответствуют этим складкам, есть большая вероятность того, что ткань состарена искуственно. Излишне белая и чистая ткань однозначно подозрительна, равно как и использование аиды. Современная фабричная и антикварная ткань отличаются и качеством плетения, и качеством самой нити. Часто именно ткань выдает подделку, но проблема в том, что большинство нюансов по фотографии не рассмотреть.

Второй объект подделки - дата создания сэмплера. Традиционно дата, указанная на сэмплере, считается датой создания вышивки. В отношении некоторых сэммлеров эта дата может быть проверена по сохранившимся историческим источникам, однако, такая проверка возможна далеко не всегда. Было несколько случаев, когда фактическая дата, вышитая на семплере, была изменена с тем, чтобы произведение казалось старше: «9» заменялось на «8» или «6» заменялось на «0». Чаще всего дата просто подпарывается, удаляется несколько стежков, но часто остаются следы, и эти следы должны навести на подозрение. 

Проще всего идентифицировать сэмплеры, вышитые в определенном регионе или школе. По таким сэмплерам накоплена большая база знаний, в том числе, по типам тканей и нитей, использовавшихся в том или ином регионе или школе на протяжении определенного периода времени.  Например, в Пенсильвании раньше чем в других регионах стали вышивать шерстью. Большая часть ранних сэмплеров вышита шелком. Использование хлопковой или шерстяной нити в сэмплерах, датируемых позднее 1840-1860 гг., вполне оправдано, а вот наличие этих материалов в более ранних вышивках может быть подозрительным. Зная период времени, когда использовались те или иные материалы,  можно легко атрибутировать практически любой семплер. Определенные рисунки или стили вышивки также могут быть ориентиром. При этом надо обращать внимание и на те рисунки или типы стежков, которые вообще никогда не использовались в данной школе или регионе.  

Подсказкой может стать и цвет ниток. Анилиновые красители не использовались до 1830-х годов. Поэтому более ранние сэмплеры не могут похвастаться яркими и четкими цветами. Кроме того, нити со временем выгорают неравномерно. Стежки, расположенные ближе к основе, сохраняют более насыщенный цвет, равно как и стежки на изнанке. Однако, это справедливо не для всех сэмплеров, и часто датировка вышивки требует тщательного исследования с приминением специального оброрудования. Однозначным стоп-сигналом может послужить яркий, чистый цвет ниток по сравнению с состаренной основой. 

Как и в случае с любым антиквариатом, знание - лучшая защита от подделки. Часто сами антиквары, если они не специализируются на текстиле, не могут отличить подделку от оригинала. Самый безопасный способ купить сэмплер – обратиться к профессиональному дилеру.  Самый рискованный способ покупки — через сайт онлайн-аукциона или у неизвестного интернет-продавца. Не имея возможности внимательно изучить ткань и другие детали, невозможно точно узнать, настоящий ли пробоотборник или подделка.

Интересную историю про поддельные антикварные сэмплеры я нашла в блоге http://andrewhopkinsart.blogspot.com/. В местной антикварной лавке автор блога столкнулась сразу с тремя подделками, датируемыми 1805-1821 гг..  На мысль о подделке ее навели идеально яркие нитки на состаренной основе, новые рамы и новые бумажные подложки. При этом, автор отмечает, что цена подделок колебалась от 75 до 120 долларов, в то время как за оригинальные сэмплеры того периода пришлось бы заплатить несколько тысяч долларов. 


Поддельный сэмплер с Адамом и Евой, якобы созданный в 1813 году. Фото из блога andrewhopkinsart.blogspot.com


Поддельный сэмплер, якобы созданный в 1821 году. Фото из блога andrewhopkinsart.blogspot.com


Поддельный сэмплер, якобы созданный в 1805 году. Фото из блога andrewhopkinsart.blogspot.com


Еще одна группа – большая группа псевдоантикварных или псевдовинтажных вышивок, отдаленно стилизованных под сэмплеры. Я здесь не говорю о дизайнерах, создающих работы в таком стиле, и выпускающих их под своим именем, а только о безымянных работах, выдаваемых за антикварные предметы. Хотя здесь вряд ли можно говорить о том, что это подделки под сэмплеры, и это очевидно любому, кто увлекается этой темой. Хотя эти вышивки и имеют определенные элементы сэмплеров - имя девочки, дату, алфаит, какой-либо простенький элемент, они выполнены нарочито грубо, так сэмплеры никогда не вышивали. Мы знаем, что даже маленькие девочки 5-7 лет владели ремеслом вышивки намного лучше, а их работы сложнее и вышиты с большим мастерством. 



Я упоминаю об этой группе по двум причинам. Во-первых, когда-то, когда я только начинала интересоваться историей сэмплеров, я натолкнулась на такие работы и была озадачена, приняв их за чисутю монету, пока мне не подсказали, что все это не имеет никакого отношения к настоящим сэмплерам. А во-вторых, как это не удивительно, но такие вещицы время от времени можно встретить на аукционах, где они выдаются за антикварные. Например, как этот:



На сайте аукциона он значится как «уникальный сэмплер 1877 года». Надпись, вышитая на нем, гласит: «Моя мама сказала, что, если я вышью это, я стану леди. Этого не произошло, и я ненавидела каждый стежок. Ann D 1877». Это заявление преподносится как начало феминисткого движения задолго до появления Глории Стайн. В описании указано, что вышивка оформлена в старинную раму, при этом задник ее в идеальном (!!) состоянии, а пятно на ткани образовалось, вероятно, вследствии пожара. На сайте того же интернет-аукциона можно найти и такую работу:



Эта вышивка описывается как «сэмплер в старинной раме, датированный 1875 годом. Указан даже источник происхождения сэмплера - местное поместье. К сожалению, я не могу посмотреть, за сколько были проданы обе эти работы. О том, что это 100% фейк говорит и очень похожая, по сути, одна и та же надпись: «Ида сделала это в 1875 и ненавидела каждый стежок».  Эта надпись имеет свою историю, о которой я постараюсь рассказать вам в ближайшее время. 


В статье использованы материалы с сайтов: andrewhopkinsart.blogspot.com, starstitchblog.wordpress.com, worthpoint.com








Теги: история вышивки

Связанные товары

Связанные статьи

Комментарии

Написать комментарий

Заказать звонок

Введите номер телефона и наш менеджер перезвонит вам в течение 15 минут.

Спасибо за заявку!